Знакомьтесь: Дрю Блейр, американский художник, широко известный мастер фотореализма в аэрографии. Каждый начинающий художник, выбравший данный стиль для себя, знает этого мастера и стремится достичь его уровня мастерства. Работы Блейра – это планка, до которой пытаются дотянуться все, но никому этого еще не удавалось. Будучи большим поклонником его творчества, я был очень взволнован перед нашим интервью, но это оказалось напрасным. С Дрю мы поговорили о том, как он научился всему, об отношении к фотореализму, критике и современному искусству.
Как Вы пришли к аэрографии как технике? Когда Вы впервые попробовали рисовать аэрографом, и каково было ваше впечатление об инструменте?
Я начал с аэрографии на футболках. Это было летом после учебы в университете и продолжил рисовать уже будучи магистром искусств. Когда я первый раз взял аэрограф, мне показалось, что я держу инопланетный инструмент. Тогда он не особо меня впечатлил, но мой коллега подсказал, что аэрографом можно рисовать как карандашом, и я продолжил практиковаться. Через месяц работы с аэрографом, я понял, что хочу рисовать в стиле фотореализма.
Где Вы учились технике аэрографии?
Всему, что я знаю об аэрографии, я научился сам. Аэрография не преподавалась в университетах, где я учился.
Как долго Вы шли к такому уровню мастерства? Каждый ли способен освоить эту технику или нужен талант?
Несмотря на то, что я занимаюсь аэрографией уже почти 30 лет, я все ещё считаю себя учеником. Я все еще учусь аэрографии и по прежнему вижу лишь ошибки, когда смотрю на собственные работы. Я уверен, что каждый способен освоить аэрографию и повысить уровень мастерства. Результат зависит только от амбиций человека.
У Вас есть своя школа в Америке. Какие Ваши впечатления от преподавательской деятельности?
Я люблю преподавать. Я делюсь своим опытом и рад возможности изменить чью-то жизнь к лучшему.
Какие достижения ваших учеников Вы могли бы отметить?
Достижения моих учеников видны с первого взгляда. Каждый из них покидает мою школу с совершенно другим уровнем мастерства. Труднее всего не растерять полученные знания.
Сколько времени уходит в среднем на одну небольшую работу формата А3/А2?
Раньше у меня уходило от 20 до 70 часов на каждую работу. Со временем я научился приемам, помогающим ускорить процесс рисования без ухудшения качества самой работы. Сейчас у меня уходит от 3 до 8 часов на создание фотореалистичного портрета.
Многие, увидев работу, выполненную в технике фотореализма, не понимают, зачем это нужно. Спрашивают, зачем рисовать, как принтер, если можно просто напечатать? Что Вы отвечаете на такой вопрос?
Я думаю многие люди воспринимают фотореализм как простое копирование фотографии. Я согласен, что особого смысла в копировании фотографий нет, разве только в процессе обучения или для оттачивания мастерства. Когда у человека достаточно развиты навыки, ему больше не требуется фотографии для создания фотореалистичных изображений. Он способен создавать фотореалистичные иллюзии реальности, которые существуют лишь в его воображении.
Рисуете ли Вы в других техниках?
Раньше я использовал кисти и цветные карандаши, но забросил 10 лет назад. Мне трудно было сочетать их с аэрографией. В последнее время я экспериментирую с пастелью, акварелью и химическими веществами для создания текстур и спецэффектов.
Какие из своих работ Вы бы выделили среди прочих и почему?
Картина «Tica», с изображением бразильской модели. Эта работа вызвала широкий резонанс в мире аэрографии. 10 лет назад было множество споров в интернете, и некоторые профессора колледжей называли меня мошенником, так как по их мнению, невозможно так нарисовать. Их критику я счел за комплимент.
Самая популярная работа называется “Power” (серии “Авиация”). На ней изображен бомбардировщик B-1B, летящий над озером. Это отличный пример сюжета, выдуманного из головы, но нарисованного в стиле фотореализма.
Как Вы относитесь к современному искусству?
К сожалению современное искусство слишком много внимания уделяет концепции, забывая о качестве, красоте и мастерстве. Есть исключения, но в целом современное искусство отбрасывает эстетику как необязательное и чествует уродство. Я не считаю такие работы, как миска грязи, экскременты животных или пустой холст примерами настоящего искусства.
Что бы Вы пожелали начинающим художникам? Какие советы могли бы дать?
Я бы хотел сказать начинающим, что терпение вознаграждается. Будьте усердными, больше работайте над цветом, и всегда помните, что наша реальность полна размытых границ и незаметных переходов (загадочно улыбается).
Развивайте навыки фотореализма, потому что художник, владеющий этой техникой, способен работать в любой технике.
Ярослав Ларионов
Фото из личного архива художника