На фестивале «Кинотавр» состоялась интересная кинопремьера режиссера Михаила Расходникова под названием «Временные Трудности». В ролях: Риналь Мухамедов, Иван Охлобыстин и другие.
Жизнь – это не просто театр, где люди в нем актеры. Жизнь намного более непредсказуема, чем театр и кино. Любой острый вопрос в обществе имеет, как правило, две стороны: кто-то сопереживает и поддерживает, кто-то – в оппозиции. Есть еще третий тип людей, кому все равно. Все они вместе порой рождают такое окружение, которое способно спалить к чертовой матери все хорошее в человеке.
Жанр драмы в российском кино — довольно сложная история. «Временные трудности» — один из таких фильмов, которые следует посмотреть каждому. Режиссеру удалось заставить удивляться, возмущаться, сопереживать, поспорить со сценарием. Сюжет фильма показывает вечную проблему отцов и детей в особо остром ракурсе, когда отец – тиран, а сын – не совсем обычный ребенок.
Мальчик Саша родился с ДЦП – детским церебральным параличом. Однако, его отец полагал, что единственный верный способ воспитать сына и поставить его на ноги – относиться к нему, как к здоровому человеку. Изначально мысль очень верная. Однако, одним из способов внушения, что «ты не больной, у тебя временные трудности» стала порка. Детство Саши прошло, можно сказать в аду, дома его ждал суровый отец, в школе — издевательства одноклассников.
Режиссер, безусловно, задел сразу две больные темы нашего общества. Инвалидов в нашем обществе стараются не замечать, и с теми трудностями, что они испытывают, сталкиваются с ней разве что, когда происходит несчастный случай, и человек понимает, что такое настоящие «временные трудности». А то, что было до этого, можно сказать – прокатились на американских горках с синяками от стука о железные ограждения. На то, что у каждого из нас уходит считанные минуты: поесть, одеться, подняться по лестнице, у Саши занимает часы.
Говорить об этой проблеме и людях (пусть даже вымышленных), которые с ней столкнулись – надо. Она затрагивает и «временные трудности» родителей, которые должны принять, любить и воспитывать не совсем обычных детей, и о самих детях, которым надо превозмогать куда больше, чтобы быть полноценными членами общества.
Роль мальчика Саши у Мухамедова безусловно яркая. Однако, на наш взгляд, ключевым актером в фильме все же является Иван. Он великолепно сыграл тирана, в укратких взглядах которого, все же видна та самая безусловная любовь к своему ребенку, которая присутствует у любого нормального родителя. Позиция его персонажа – убеждение ребенка в том, что он вовсе не болен и ничем не отличается от здоровых людей – в целом, конечно, правильная. Но его способы того, как он доносит это до ребенка, на самом деле ужасны. Ни разу не сказать ребенку, что ты его любишь, ни разу не проявить немного тепла, нежности, эмпатии. Все время в голове читалось, почему? Почему он не может просто обняться и похлопать по плечу, когда у сына что-то получалось. Не удивительно, что ребенок такого отца ненавидел, и, окончив школу, покидает свой дом, прекращая общение с ним.
История мальчика продолжается, и становится более оптимистичной после ухода из дома. За 15 лет он становится лучшим в стране бизнес-консультантом, выводит из кризиса сотни компаний, говоря им, что «у вас временные трудности». Но однажды новый заказ дает ему возможность поквитаться с отцом.
Концовка может удивить вас. Не хотелось бы ее рассказывать. Картина оставила много вопросов. Режиссер согласен с тем, что «бьет – значит любит», или он не согласен, и поэтому хотел бы привлечь к проблеме сурового менталитета многих россиян и теме недостатка любви от отцов к сыновьям? Возможно, вы поймете лучше задумку автора, посмотрев эту картину.
Особенно хотелось бы отметить потрясающую работу по музыкальному оформлению «Временных трудностей».
Фильм выйдет в широкий прокат в октябре 2018.
Екатерина Кузнецова
Фото: PR-отдел Central Partnership