Домой События В мире Егор Шарай о «гене » социально-культурных перемен в Дубае

Егор Шарай о «гене » социально-культурных перемен в Дубае

2384
0
Пожалуй, ОАЭ, одна из немногих стран, которая на протяжении полувека остается оплотом стабильности и надежности, несмотря ни на какие политико-финансовые бури, как в регионе Ближнего Востока, так и во всем мире.  Этот факт привлекает в страну все больше, бизнесменов, специалистов и ученых, творческих личностей. Именно о представителях творческих профессий и их востребованности мы пообщались с Егором Шарай, культурным аналитиком, арт-консультантом и журналистом.

Egor Sharay__17Егор Шарай живет и работает в Дубае почти 15 лет. За это время он пересел из редакторского кресла русскоязычных журналов в ОАЭ (Rush, “Авиамост”, “Консьерж”) на место аналитика и арт-эксперта, чьи идеи и стратегии пригодились многим культурным инициативам и проектам, воплощенным в Эмиратах в последние годы.

— Для многих Дубай – этот шопинг, развлечения, рестораны… и никак не культурный туризм. Что-то изменилось?
— Не просто изменилось, а продолжает меняться. Как, собственно, и все те стороны жизни, которые вы перечислили и благодаря которым Дубай завоевал свою популярность, как эпицентр роскоши. Мы живем здесь и становимся свидетелями постоянной трансформации страны. Туристы же, возвращаясь в Дубай через год-другой после первого своего посещения, не могут узнать город.
Открыты новые музеи и галереи.  К примеру, «Музей будущего» (Museum of the Future), здание которого уже получило звание самого красивого здания на Земле. Это не просто музей с экспонатами, а целый научный центр. В музее «Этихад» (Etihad Museum) работает постоянная экспозиция «Дубайская коллекция» (The Dubai Collection), на которой представлены избранные произведения искусства с ближневосточного региона из частного собрания правителя Дубая и королевской семьи. Это экспонаты высокой художественной ценности музейного уровня. Если мы обратимся за примером к истории, то увидим, что подобные инициативы правителей и послужили началом собраний Лувра, Лондонской Национально Галереи, Эрмитажа – тому мировому культурному наследию, что восхищает нас ежедневно и привлекает толпы туристов.
— Таким образом, Дубай предлагает теперь и культурный туризм?
— Безусловно. А если к списку культурных институций, обязательных к посещению в Дубае, прибавить музей Шарджи: библиотеку House of Wisdom, к примеру, или Лувр в Абу-Даби, то любителям культурного туризма в Эмиратах скучать не придется. Стоит упомянуть, что в следующем году еще и открывается музей Соломона Гуггенхайма в Абу-Даби.
Но лично я считаю, что перед всеми этими проектами, с миллиардными субсидиями на государственном уровне стоят более масштабные цели, нежели привлечение туристов. Все они – часть плана руководства страны по созданию экосистемы для успешной работы творческий специалистов. Эмираты планируют укрепить законодательную базу и улучшить инвестиционный климат, необходимый для стимулирования роста и процветания творческих отраслей. Эта стратегия поможет построить экономику будущего, основанную на знаниях и инновациях.
— В прошлом году Эмираты отметили свой «Золотой юбилей» – 50 лет. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет успеха?
— Наверное, «ген перемен» и быстрой адаптации под изменяющиеся реалии мира, заложен в ДНК успеха страны. Успех – это значит успеть. Я не сторонник теорий сверхъестественного, но возникает ощущение, что у шейхов – правителей Дубая и Абу-Даби есть дар предвидеть события будущего. Правитель Дубая, Шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум еще 10 лет назад дал распоряжение соответствующим инстанциям предложить и внедрить экономический план, в основе которого лежат взаимосвязи между творчеством, культурой, экономикой и технологиями.  А ведь это и есть то, что сегодня мы называем креативной экономикой. Хотя термин стал популярным лишь последние несколько лет.
— В чем для ОАЭ заключается суть этого термина «креативная экономика»?
Расскажу на примере Дубая. В соответствии со стратегией Dubai Creative Economy Strategy, запущенной в 2021 году в последующие пять лет число креативных компаний в Дубае увеличится с 8  до 15 тыс, при этом количество креативных специалистов в эмирате вырастет с 70 тыс до 150 тыс человек. Что это даст? Прежде всего – это человеческий капитал, который повышает покупательскую способность внутреннего рынка и снижает зависимость от туристов. Это новые рабочие места, повышение спроса на аренду жилых, офисных или торговых помещений. Цель, чтобы к 2025 году доля креативного сектора в ВВП выросла с 2,6% до 5%. Сейчас он генерирует около 10 млрд евро в год.
— То есть происходит экономическая реформа…
И это уже вторая реформа за мою историю в Дубае. Первая – туризм. Индустрия туризма в Эмиратах стала бурно развиваться после того, как правительство задумалась о диверсификации экономики и снижении зависимости от энергоносителей. Теперь сам туризм проходит этап диверсификации и снижения зависимости от иностранных туристов.
Дубай запустил амбициозную стратегическую программу по превращению эмирата в глобальный центр творчества. Сегодня талантливые специалисты могут оформить креативную лицензию за семь минут в режиме онлайн, и она позволит им легально вести свою деятельность на территории ОАЭ.
Также правительство выдает «Золотые визы» деятелям культуры и искусства, за их вклад в развитие инициатив и проектов в Эмиратах.
— В прошлом году вы получили свою «Золотую культурную визу». Что она дает?
— Да, в прошлом году, после того как Правитель Дубая, Шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум распорядился поощрить творческую интеллигенцию 10-летними «Золотыми визами»,  Управление культуры и искусства Дубая (The Dubai Culture & Arts Authority (DCAA)) – аналог Минкульта в Дубае – выдвинуло мою кандидатуру на получение этой визы. Все это время я работал в нескольких компаниях и каждый раз, при переходе из одной – в другую, мне нужно было закрывать имеющуюся визу и открывать новую, отдавая себя под спонсорство новой компании. К тому же, находясь под спонсорством той или иной компании, у тебя нет свободы действий, и без письменного согласия с работодателем ты не имеешь права заниматься никакими социальными или культурными проектами. Теперь же я не должен спрашивать этого разрешения, появилась свобода выбора и действий. А свобода для творческой личности значит очень много. И это еще одна реформа, но уже не экономическая, а законодательная, направленная на формирования мультикультурной творческой среды. Причем реформа действенная. С начала 2021 в Дубай переехало много художников, галеристов, видео и фото креативщиков, в том числе и из России и стран СНГ.
— Выходит, все эти культурные инициативы отнюдь не социальной направленности, а преследуют цель экономической выгоды?
Даже в кругу миллионеров ходит такая шутка: «Если вы говорите, что деньги не главное, то нам с вами не по пути». Я не буду углубляться в культурный экскурс, но скажу, что люди на Ближнем Востоке – авантюрные и по природе своей отличные продавцы. Прожив здесь 15 лет и вполне изучив поведенческие паттерны модераторов здешней жизни, я могу сказать, что Дубай – это гигантский Диснейленд, где все подчинено закону о спросе и предложении, а жизнь строится по правилам маркетинга. Но надо отдать должное, правила эти и цели не исходят от сиюминутного желания власть имущих или конъюнктуры рынка, а носят долгосрочный характер. Те социально-культурные перемены, которые происходят в жизни страны сегодня – это последствия тщательно спланированных действий, предпринятых еще 10 лет назад. А тогда они выглядели социально ориентированными, направленными на поддержку и заботу о молодом креативном поколении. Так, в прочем, выглядят и современные инициативы, которые, через пару лет окажутся еще и экономически выгодными. Все взаимосвязано.

Ромина Тулякова
Фото: из личного архива Егора Шарай

Предыдущая статьяВ России появится новый детский канал «СуперГерои»
Следующая статьяВремя большого города и Саша Винер
О журнале: http://megapolistime.com/2015/12/07/megapolis-time-vremya-bolshogo-goroda/ Редакция: http://megapolistime.com/redaktsia/