4 декабря в 19:30 в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта КАРО.Арт состоится российская премьера фильма Марии Игнатенко «Призрачно-белый».
«Призрачно-белый» — антивоенная притча о человеке и его уязвимости перед лицом истории.
Марис — главный герой фильма — деревенский дурачок, воспитанный старшим братом. Следуя за братом, Марис уходит из своей безмятежной деревни и устраивается на военную службу. Он попадает словно в другой мир, «мир войны». Преступления здесь совершаются в тишине. Каждый день Марис сталкивается с их последствиями, но никогда не может разглядеть самого момента преступления. Не может стать полноценным Свидетелем. Марис оказывается словно за кулисами войны: все тихо, сонно. И словно во сне солдаты днем убивают, а по ночам грабят живых и мертвых, пируют, живут как во сне.
Среди этого морока, в подвале тюремной камеры Марис встречает Лию, молодую женщину, осужденную на смерть.
Ее глазами Марис видит себя. Для Лии и для всех, кто в будущем встретит его имя в архиве, Марис останется убийцей, независимо от того, убивал ли он. С него будут стерты все черты, кроме одной: Он виновен. Но ведь должен быть какой-то способ отделить себя от архива? Вернуть себя?
«Призрачно-белый» — вторая полнометражная работа режиссёра Марии Игнатенко. Её дебютный фильм «Город уснул» вошёл в программу «Форум» международного Берлинского кинофестиваля 2020 года. Фильм вдохновлён нашумевшей книгой литовской писательницы Руты Ванагайте «Свои». Впервые на постсоветском пространстве поднимается тема коллаборационизма и роли «мирного» населения в грабеже и массовых истреблениях евреев. Глубоко поэтическая, визионерская, авторская картина, отсылающая к таким военным шедеврам, как «Иваново детство», «Иди и смотри», и современным громким фильмам, ставшим фаворитами множества кинофестивалей и получившим единодушное одобрение критиков, — «Ида», «Сын Саула» и «Война Анны».
Мария Игнатенко, режиссёр: «Как бы я не пыталась, я не могу посмотреть на какое-либо Событие прямо, даже если была его Свидетелем, тем более, если не была. У меня нет никаких средств, вообще нет настоящей возможности добраться до сердцевины События. Я только смотрю на него через оптику всего, что было создано о нем. Я смотрю глазами архива. Но в архиве может быть ошибка. Об этой ошибке я прочитала в другом архиве. Эта “ошибка в архиве” недосягаема для проверки. И в тот момент, когда ошибка становится возможной, сам архив перестает быть тотальным. Он оказывается на зыбкой территории воображения, там же где находятся сны. В каком-то смысле “Призрачно-белый” — это сны о войне. Когда мы создавали этот фильм, я много думала о том, как впустить ощущение мимолетного пробуждения в сновиденческую ткань. Как сделать это кинематографическими средствами. Результат этого поиска можно увидеть в фильме».
Егор Одинцов, продюсер:«Мы рады, что при поддержке КАРО.АРТ наконец-то выпускаем «Призрачно-белый» в прокат. Несмотря на то, что мировая премьера состоялась в конкурсной программе Международного кинофестивале в Роттердаме, судьба у нашей картины не самая простая. Поэтому для нас особенно важно, что фильм сможет увидеть российский зритель. Несмотря на сложность тематики фильма, я думаю, что его нужно смотреть и желательно на большом экране».
Работа была высоко оценена ведущими критиками российской и зарубежной прессы.
«Это военный “Малхолланд Драйв”» — Сеанс, Вероника Хлебникова
«Мощный фильм, которому нет равных в современном российском кино, необходимо смотреть на большом экране — в градациях света, в астигматизме оптики, буквально, расслаивающей происходящее на время и время, на место и место» — Сеанс, Вероника Хлебникова
«”Призрачно-белый” россиянки Марии Игнатенко — благородный эксперимент по созданию “невозможного фильма”» — Коммерсантъ, Андрей Плахов
«Фильм без ложного стеснения использует опыт литовской, венгерской и ленинградской школ кинорежиссуры, а также андерграунда и “параллельного кино”, классической и экспрессионистской живописи. Чтобы судить о том, насколько всё это, собранное в такой концентрации, работает эмоционально и художественно, нужно видеть “Призрачно-белый” на большом экране» — Коммерсантъ, Андрей Плахов
«Второй полнометражный фильм Марии Игнатенко “Призрачно-белый”, премьера которого состоялась в рамках основной конкурсной программы Tiger Competition на Международном кинофестивале в Роттердаме, кажется настолько же таинственным и глубоким, насколько предполагает его название» — GoldenGlobes.com, Ersi Danou
«Это — интеллигентный и чувственный фильм. Марис говорит, что видел лицо войны, которая лишила его человечности и превратила в маленькую засечку на шкале истории. Его травма ощущается по-настоящему. Однако, когда группа немецких солдат начинает позировать с трупами своих жертв, невозможно не размышлять об акте нашего смотрения, перерастающего в акт соучастия, даже если мы просто пытаемся осознать происходящее» — Dmovies, John Bleasdale
8 декабря фильм «Призрачно-белый» выходит в прокат на большом экране при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Фонда поддержки и развития еврейского кино «Ковчег». Он будет показан в кинотеатрах сети КАРО в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.
Елена Баркова
Фото предоставлены PR-отделом Космос PR