«А как речь-то говорит, словно реченька журчит!» Такого художественного сравнения заслуживают только самые лучшие голоса, звучание которых столь выразительно, что проникает в сердце и разум одновременно, помещая вас в те ощущения и миры, которые рассказчик хотел бы вас переместить. И высший пилотаж владения своим голосом — мастерство дубляжа. Корреспонденту Megapolis Time посчастливилось взять интервью у такого мастера и узнать о тонкостях озвучки и не только. Знакомьтесь, Марина Лисовец — актриса дубляжа и озвучания, создательница авторских проектов на радио и тв, основательница собственной школы речи «Алхимия голоса».
— Марина, расскажите о своём детстве и о семье, истоках. Каким вы были ребёнком?
— Замечательная, интеллигентная петербургская семья, в которой я родилась, разумеется, подарила мне абсолютно счастливое детство, полное впечатлений, приключений и дивных воспоминаний! Это неиссякаемый источник на всю жизнь. Знаете, эдакая, «прививка счастьем», как говорил Януш Корчак. И, вероятно потому, я очень дружна со своим «внутренним ребенком» и со своим маленьким сыном, что гораздо важнее! Все мы родом из детства, так что, впитанное, увиденное, поразившее тогда, и создало мой мир и то, из чего моя жизнь состоит сегодня, со всеми её ориентирами и ценностями, миссией и судьбой!
Очень дорожу историей своего рода, который берет начало от петровской эпохи. Дорожу тем, что родилась на Васильевском острове, в доме, где пережили блокаду Ленинграда мои бабушка и прабабушка по маминой линии. Дорожу родительской любовью: романтизмом и духом внутренней свободы, которую воспитали во мне рейсы с папой-Капитаном и очарованностью поэзией, сочинительством, декламацией, которую подарила мне мама – детский поэт Эмма Лисовец. Дорожу удивительным дедушкой, который до 95 лет преподавал общественные науки студентам-медикам! Нет в Петербурге доктора, который его не знал бы! Он ушёл на фронт со школьного выпускного, положив в шкаф скрипку, на которой блистательно играл, школьную золотую медаль и документ о зачислении на Восточный факультет Университета. Но война спутала все плана и мечты – эдакий сюжет для военной драмы! Ну и, конечно, дорожу тем, что моя тётя Ира лет с трех водила меня на все самые потрясающие спектакли БДТ, театра Ленсовета, ТЮЗа, потому что дружила с актерами и творческой элитой. Я и не могла получиться не творческой, земной и реалистичной. Шансов быть иной у меня не было!
— В каком возрасте вы осознали, что актёрская профессия – ваше призвание?
— Впервые о том, что буду актрисой, я заявила миру в лице окружавших меня взрослых, когда мне было 4 года. К тому моменту уже год я серьёзно занималась фигурным катанием и, вероятно, это ощущение сформировалось от частых выступлений, выхода к публике и зрительских эмоций в ответ на мои умения. Если вдуматься, всё это – неотъемлемые составляющие артистической жизни. Именно так, будучи ребёнком, я и почувствовала. Более осознанно, уже на уровне решения, сказала родителям после одного из успешных сольных концертов. Тогда мне было восемь, я танцевала и играла в спектаклях петербургской студии «Синтез». С тех пор я просто знала, что актерская профессия – моя судьба. Так и обстоятельства складывались, и события одно за другим происходили. В старшей школе я попала на Ленфильм и училась в киношколе «Кадр» у потрясающих педагогов, которые ввели меня в профессию – Михаил Богин и Олег Мендельсон. По сей день я считаю их своими первыми Мастерами. После я получила актерско-режиссерское образование. А «случайно» попав в радио и телевизионный эфир в качестве ведущей, решив, что надо понимать как этим «надо заниматься профессионально», окончила еще и журфак. С отличием и специализацией «интервьюер». При этом, всё чем я занимаюсь по сей день – части целого – огромная, разнообразная и прекрасная актерская профессия!
— Известно, что актёр постоянно учится. Конечно, система Станиславского является основой основ, а какие ещё школы повышения мастерства вы проходили? Как относитесь к более современным системам, таким как Ли Стразберг, Мейснер?
— Много лет я профессионально занималась современным танцем. Не только, как отдельным видом искусства, но и как частью театральной реальности и дополнительным средством выражения, основой перформансов. Побывала на множестве мастер-классов лучших танцевальных школ мира, танцуя в театральных компаниях, давая уроки, выступая со своим шоу. Каково же было моё удивление, когда от европейских и американских педагогов по современному танцу, тех кто ставил номера звёздам шоу-бизнеса, осуществлял постановки мюзиклов на Бродвее, я слышала имена Станиславского, Мейерхольда и, конечно, Михаила Чехова, чья система мне по духу ближе остальных. Упражнения из их тренингов были умело вплетены в разминки, а философия становилась основой подхода. Конечно, это было десятилетие назад, и современность вдыхает новые веяния во все сферы нашей жизни, в частности, в актерское мастерство. Тенденция мне симпатична, но воспитана я классической театральной школой и остаюсь ей верна.
— С кем бы вы хотели поработать на одной съёмочной площадке?
— Недавно мне приснился сон: я принимаю участие в съемках, которые проходят в пустыне, мы преследуем кого-то на джипах, искусно стреляем и бранимся по-английски, а моим партнером в этом экшене был… Аль Пачино. И так мне было комфортно и здорово, так сыграно, виртуозно мы снимали, что, проснувшись, я долго не могла поверить: явь – это то, что меня окружает, а не Аль с горящими глазами и песчинками в волосах. Вот с кем было бы круто пусть даже не поработать, а просто рядом постоять и поучиться. Ну а если серьезно, я с открытым сердцем и радостью работаю с самыми разными людьми! А все мои «партнерские хочу», о которых вы спросили, увы, невоплотимы в жизнь. Поскольку все они относятся к актерам «века минувшего». Искренней профессиональной зависть завидую актрисам, игравшим с Олегом Далем, Василием Лановым, Алексеем Баталовым… Правда, я бережно тоже храню в душе мою детскую актерскую удачу – на одном из концертов мне посчастливилось подыгрывать Игорю Дмитриеву! Это был потрясающий экспромт, и он удался на славу!
— Расскажите, когда и при каких обстоятельствах вы обратили внимание на дубляж, какой был ваш путь в этой профессии и что было самым трудным для вас при освоении работы голосом?
— Скорее, дубляж обратил на меня внимание! Это было в 2002-ом. Я уже вела на Радио России Петербург авторские проекты, когда в студию позвонила ассистент по актерам студии дубляжа «Нефа-фильм» Галина Довгаль и сказала, что «такие девчонки ей нужны»! Очень скоро я пришла на пробы, затем на гуры – массовые сцены… Потом в мультике «Подводная братва» сказала несколько эпохальных фраз, а после все завертелось и понеслось!
Голосовая работа – это ежедневный труд. Он любим мною и многообразен. Он даёт мне, как актрисе постоянную возможность самовыражения, тренинга, актерства – если хотите, удовольствия! Это, конечно, работа, исключительно актерская – идёт ли речь о рекламном ролике, озвучке аудиогида музея Феррари, аудиокниги, компьютерной игры или главной роли в фильме и в аудиоспектакле! Работа сложная, требующая определенных профессиональных навыков, опыта, знаний. Что до трудностей… Их нет! Есть творческие задачи: как звучать, чтобы «попасть» в характер персонажа, какую тембральную окраску использовать, как после бессонных рабочих ночей звучать красиво и качественно…
— А какими особыми качествами должен обладать актёр, чтобы работать в озвучке?
— Безусловно особыми! Озвучание – совершенно отдельная часть профессии со своими законами и требованиями. Мы же у микрофона играем! Но выразительное средство у нас единственное – Голос! Он должен быть идеальным рабочим инструментом – настроенным, отточенным, многогранным, пластичным. Часто актеры обижаются, мол, «у нас тоже была сценречь в театральном» или «что я текст не прочту что ли»! Глядя на результат нашего труда кажется, что всё так легко, что каждый так может. А на деле оказывается, что это куда сложнее, чем просто сказать слова в микрофон. Роль в звуке – это опыт и мастерство, это умение держать перспективу развивающихся событий, способность передать голосом, дыханием, интонацией всё то многообразие чувств, что стоит за словами. Ну и, разумеется, выносливость: простоять у микрофона 6-8 часов не каждый сможет и захочет. Это дело надо не просто любить, а обожать, чтобы в нём жить!
— В какой момент пришла идея создать собственный голосо-речевой тренинг? Расскажите подробнее о нем, о его формате, в чем уникальность вашей системы?
— В самом сердце лета 2021 моей «Алхимии Голоса» исполнилось семь лет! Тренинг родился быстро, красиво и успешно, как рождается всё, что должно существовать, созидая, украшая этот мир и принося людям радость преображения! Началось всё с того, что ко мне обратились с просьбой дать частный урок, поработать с голосом одного известного спортсмена, которому предстояло стать крупным функционером от спорта и много говорить. Не люблю учительствовать, но просили друзья, и отказать я не могла. Кое-как пересилила себя, собрала в охапку свои знания, наработки, «фишки», накопленные за годы голосовой работы в озвучке, в театре, в ведении мероприятий, и, поработав с человеком, увидела (вернее, услышала) потрясающий результат! Вдохновилась и решила попробовать сформулировать накопленный опыт в стройную систему и отдавать её тем, кому это нужно. На практике оказалось, что это необходимо всем, без исключения! Ведь, Голос – рабочий инструмент, способный открывать желаемые двери и воплощать мечты! Уникальность подхода в том, что я рассматриваю Голос человека, как неотъемлемую составляющую его Души, а не как голосовые связки в разрезе или диафрагму и дыхание ею. Нет!
Когда мы говорим о Голосе и силе его влияния, воздействия на других людей (если не лукавить, на «Алхимию Голоса» все приходят именно с этим запросом), мы в первую очередь должны понимать, что Голос – сила личности, сила её стремлений и желаний! За Голосом всегда заметен внутренний мир, энергетическая наполненность человека. Или, если говорить о привычном и очевидном – за голосом просматривается характер, привычки, манеры. Мы с вами моментально «считываем» человека на неосознанном, «первобытном», невербальном уровне, стоит тому начать зазвучать. Так же «считывают» и нас! Каждому из нас жизненно необходимо, что его всегда и везде «считывали» — понимали правильно! Вот о чем по-сути мой тренинг.
— Сколько длится и как происходит «Алхимия Голоса»? Для какого ваш тренинг?
— «Алхимия Голоса» для всех, кто понимает, что красивый, свободный, сильный, наполненный, замечательный Голос – ключ к успеху в любом деле! Для тех, кто хоть раз в жизни осознал, что одно-единственное уместно произнесенное слово, более уверенный тон, точно донесенная мысль, самоощущение во время важной беседы, могли бы изменить в лучшую сторону всю жизнь! Но тогда что-то не сложилось… Теперь самое время и всё получится! Стоит лишь прожить свою «Алхимию Голоса». Она бывает разной! Оффлайн – это тренинг, который длится пять часов, и они пролетают мгновенно, потому что люди в реале получают удовольствие, пользу, инсайты, упражнения по своим запросам. Истинная голосовая магия рождается, и никто не уходит равнодушным или неудовлетворенным! За эти годы систему освоили 3500 человек по всему миру – я проводила тренинг не только в Москве и Петербурге, но и в Барселоне, Риге, Праге, Римини, Хельсинки… А недавно желающим его пройти я подарила абсолютно новый формат – теперь он доступен и в он-лайне и это коучинг «Алхимия Голоса в твоём WhatsApp». О нём точнее всего скажет реальный отзыв со страницы lisovetcvoice в fb: «Этот коучинг про Голос – идеален! Надеваешь наушники, слушаешь интереснейшие эфиры, с любопытством выполняешь упражнения, а через месяц сам себя не узнаёшь – звучишь легко и уверенно. Голос такой глубокий, красивый. Всю жизнь этого хотел, искал и не находил и вот наконец – бинго!»
— Когда следующий поток?
— Обожаю «живую» яркую энергию моего оффлайнового тренинга! Все друг в друга влюбляются, энергия искрит, от нас можно заряжаться, как от вселенского генератора! Это ни с чем не сравнимый опыт! Но, учитывая современные реалии, я пока не провоцирую публику на «массовое мероприятие». Тем более, что «Алхимия Голоса» всегда побуждает людей взаимодействовать, общаться, контактировать. Очную встречу, думаю, мы запланируем в Москве на начало октября. А пока я приглашаю всех желающих в коучинг «Алхимия Голоса в твоём WhatsApp». Эфиры проходят в чате WhatsApp и долгое время остаются в доступе, что невероятно удобно. Главное: я всегда на связи и оказываю реальную поддержку. Именно такой поток стартует 1 августа. Оказаться в нём проще простого. Надо просто прислать сообщение «Моя Алхимия Голоса» на номер +79998094020 и вы уже на шаг ближе к Голосу своей мечты!
— Мне известно, что параллельно с актёрским мастерством вы также творите на музыкальном поприще. Так было с самого начала вашей карьеры или пришло позже?
— Поприще у меня всегда одно и то же – театральное. Но уже давно и всё чаще в моей истории происходят увлекательные коллаборации с моими творческими друзьями и с видами искусства, в которых они творят… Так появился проект «Одержимость. Тургенев&Виардо», в котором абсолютно классическая школьная тема была подана мною через актерское чтение тургеневских писем и стихов, о которых вообще мало кто знает, через современный танец и, конечно, фламенко! Ведь, Виардо была испанкой, а я обожаю и танцую фламенко – видимо, сказывается зов крови! Играл испанскую музыку виртуозный гитарист и мой друг, гватемалец Хорхе Гьян, и это было потрясающе!
Так появился проект-посвящение Мишелю Леграну «Нет начал и окончаний», в котором звучала бессмертная музыка Маэстро, поэзия Бэллы Ахмадуллиной, стихи моей мамы и мои собственные, и в котором играл потрясающий Пётр Маевский – басист самого Леграна!
И, в конце концов, пару лет назад родилась моя авторская программа под названием «Ну как с ней жить», состоящая из моей поэзии и джазовых стандартов!
Если проводить какие-то параллели, окажется, что все мои проекты наполнены музыкой и всегда «вокруг джаза». Думаю, что это дань юности, ведь, именно под джаз я много лет танцевала. Теперь джаз для меня источник не только движенческий, но и интеллектуальный, чувственный, поэтический. И это любовь на всю жизнь.
— Как бы вы охарактеризовали музыкальный жанр и ваш репертуар? И какая у вас Миссия как артиста?
То, с чем я выхожу к зрителю – всегда джазово-поэтический перформанс! Артисты со сцены читали стихи под музыку много, часто и до меня. Но, во-первых, теперь я читаю своё! Во-вторых, впервые на российской сцене в одном концерте-спектакле я рискованно, смело, но удачно перемешала старые добрые джазовые стандарты и современную – мою авторскую поэзию. В этом симбиозе даже не изюминка, а истинная драгоценность! Вкусный, сочный, драйвовый джаз в виртуозном исполнении и мои очень глубокие, чувственные, откровенные стихи образуют замысловатый эмоциональный коктейль! И, главное! Я же читаю своим, не побоюсь этого слова, «фирменным Голосом». И не просто говорю, а проживаю на сцене историю, которая складывается из отдельных номеров и не оставляет равнодушным никого в зале! Этими впечатлениями делятся сами зрители, подходя, обнимая, благодаря за энергии, смыслы, озарения, катарсисы! И это дорогого стоит! Кстати, именно публика назвала мои концерты «изысканной, стильной и незабываемой жемчужиной» в ожерелье московской афиши!
— Где можно услышать вас в живую и познакомиться ближе с вашим творчеством?
— 27 сентября на сцене элегантного московского клуба «Magnus Locus» мы с самой яркой музыкальной командой Москвы играем джазово-поэтическое шоу, которое я назвала «Взрослые игры». С моим другом вокалистом и саксофонистом Алексеем Геращенко, будем дарить звуки и смыслы, выйдя на сцену в компании легендарных Андрея Шатуновского (барабаны), Игоря Иванушкина (контрабас) и Виктора Смирнова (фортепиано). Приходите! Будет незабываемо!
Екатерина Кузнецова
Фото предоставлены из личного архива