Домой ART Театр «Жизнь одного человека – трагедия, жизнь миллионов – статистика»

«Жизнь одного человека – трагедия, жизнь миллионов – статистика»

11
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В рамках проекта «Человек сцены» Глеба Назаренко представляем нашим читателям уникальный обзор на спектакль «Ленинград 42/59».

По мотивам известной пьесы «Мой бедный Марат», которую Алексей Арбузов закончил в 1964 году, было поставлено огромное количество спектаклей. За один только 1965 год более чем в 50-ти театрах страны состоялись премьеры. В последующие несколько лет, спектакли гремели и по Европе. По сей день, мы видим разные режиссерские вариации пьесы.

Это история о жизни трех людей – Лики, Марата и Леонидика, которые, по воле судьбы, распрощались с детством в блокадном Ленинграде. Каждый режиссер вкладывал свой посыл в постановку. Кто-то хотел отразить весь ужас и боль того ужасного времени. Иной же воспевал силу и волю советского народа и целого поколения. Третий размышлял о смысле жизни и ее ценности.

«Смерть одного человека – трагедия, смерть миллионов – статистика», именно этой фразой очень часто описывают потерю человека, соотнося ее с большими страшными событиями. Но постановка режиссера Дмитрия Бикбаева «Ленинград 42/59» по пьесе «Мой бедный Марат» заставляет нас взглянуть по-другому на это высказывание и изменить его на «Жизнь одного человека – трагедия, жизнь миллионов – статистика».

Но, давайте, по порядку, ведь, как говорится, театр начинается с вешалки.

 IMG_4016

Культурный центр им. Астахова, где прошла премьера спектакля, насколько мне известно, ранее не использовался как театральный помост для больших постановок. И, возможно, не был рассчитан на такое количество посетителей. Свободных билетов не осталось. Несмотря на это, гостей премьеры встречал фуршет с шампанским и живая музыка в стилизованной зоне, свет и декорации которой погружали в атмосферу грядущего действа. Задержки начала спектакля практически не было, и, более того, перед тем как впустить зрителей в зал, режиссер и администрация культурного центра лично поприветствовали всех гостей своей речью. Правила хорошего тона. За это им отдельная хвала. Двери распахнулись, и зрители поторопились занимать свои места в зале.

На сцене комод, разрушенная стена, кровать и буржуйка. Это все, что будет создавать атмосферу блокадного Ленинграда в течение следующих двух часов. И, как оказалось, этого было достаточно. И, конечно, действующие лица – Лика, Марат и Леонидик уже находились в каком-то своем состоянии и всецело заполняли картину. Вот только бегающие вокруг них дети вызывали недоумение. И только, когда начало спектакля было положено, все встало на свои места. Режиссер постановки Дмитрий Бикбаев воплотил на сцене живую проекцию между действующими лицами и их детским, беззаботным образом, который у них отняла война. Походу пьесы зритель видит, с какими нечеловеческими трудностями справляются герои, но не забывает, что они всего лишь дети. Дети войны.

IMG_3881

Еще одно интересное решение режиссера – это комментарии между сценами. Сами действующие лица, перевоплощаясь прямо на глазах, переносят нас за собой, в другое время, в другую реальность. Лично меня, такой подход всецело погружал в атмосферу и создавал неразрывную картину.

Художники по костюмам и реквизиту, в рамках режиссерской версии спектакля, проделали большую и хорошую работу. По виду герои не выбивались и не резали глаз. Все декорации были мобильными, и задействовать их не только в создании атмосферы, но еще и во многих сценах безумства, в которое периодически впадали действующие лица, было отличным решением. В моменты особого эмоционального напряжения вся сцена приходила в движение, и действительно казалось, что этот «авиаудар» мы уже не переживем. Но все стихало и «жизнь» продолжалась.

IMG_3932

Отдельный комплемент хочется выразить за работу по свету и звуку. На протяжении спектакля, несмотря на небольшое количество реквизита, световые акценты полностью меняли атмосферу под соответствующую сцену. А живое музыкальное сопровождение завершало композицию и заставляло испытывать всю палитру чувств вместе с героями пьесы: холод и ужас, тепло и радость, счастье и горе. Главная цель – погрузить зрителя в атмосферу происходящего, была достигнута. 

И, конечно же, актеры. Лика, Марат и Леонидик, это три абсолютно разных характера, три абсолютно разных судьбы. А обстоятельства, в которых они оказались, еще больше ломает их нрав. В наши светлые дни, как бы мы не пытались представить ужас того страшного времени, нам, к счастью, никогда не понять, что пережили заложники блокады. От того, задача актера, который берется за такую роль, становится еще сложнее, а главное, гораздо ответственнее. Если наврешь – наврешь целому поколению.

Не наврали. Браво. Зал аплодировал стоя.

 

Пьеса «Мой бедный Марат» в постановке Дмитрия Бикбаева «Ленинград 42/59», пробрала мое сознание не столько выстроенной атмосферой блокадного Ленинграда и историческими отсылками о количестве умерших людей в те годы, сколько жутким сумасшествием в головах действующих персонажей. Эта история не о трудностях, не о войне и даже не о смерти. Эта история о жизни!

Даже оказавшись в нечеловеческих условиях, люди встретили и полюбили друг друга. Среди всех лишений тяжелого времени, их жизнь была наполнена ЖИЗНЬЮ, как бы это не звучало. Но природа человека разрушительна даже по отношению к самому себе. И каждый из героев пьесы внес свой вклад в то, чтобы их жизнь стала невыносимо тяжелой, даже после окончания той страшной войны.

пост
Дмитрий Бикбаев

Режиссер спектакля «Ленинград 42/59» Дмитрий Бикбаев проделал огромную работу по адаптации пьесы под современные реалии, как технические, так и социальные. Через выразительные сцены эмоциональных безумств героев, показал всю боль жизни вне согласия с собой. Показал, как человек, даже пройдя через сущий ад и сумевший выжить, может так легко, под мирным небом, превратить свою жизнь в настоящую трагедию. И в финале, сохранив небольшую недосказанность в сюжете пьесы, Дмитрий Бикбаев оставляет лишь одну мысль:

«Пока мы живы, можно все исправить…» Эдуард Асадов

Глеб Назаренко

Фото предоставленны пресс-службой