Домой ART Кинематограф Документальный фильм-мюзикл «Шесть музыкантов на фоне города»

Документальный фильм-мюзикл «Шесть музыкантов на фоне города»

301
0
Шесть музыкантов на фоне города

Глазами музыки: московская премьера фильма Татьяны Данильянц

Премьера документального фильма-«мюзикла» режиссера Татьяны Данильянц «Шесть музыкантов на фоне города» состоялась в кинотеатре «Октябрь» 4 апреля 2017 года.

Фильм повествует о шести выдающихся армянских музыкантах, навсегда вписанных в судьбу Еревана и ставших его символами. Среди них: всемирно известный музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян, лауреат премии «Grammy» и World Music Award Арто Тунчбояджян, поэтесса, композитор и певица Лилит Пипоян, выдающийся пианист-виртуоз и джазмен Малхас, восходящая звезда, композитор, исполнитель музыки на таре Микаэл Восканян и шансонье Форш, любимый армянами всего мира. Через музыку, через глаза музыкантов зритель может увидеть их родной город, который живет, подчиняясь своим особым ритмам и мелодиям. Они говорят и поют о любимом городе, являя его зримую красоту и скрытую боль.

Перед показом фильма на сцену вышли режиссер и продюсер Татьяна Данильянц, представитель фонда арменоведческих исследований «АНИВ» Артем Констандян, кинокритик Виктория Белопольская, культурный атташе посольства Армении в РФ Карина Даниелян и певец и композитор Форш, специально приехавший в Москву на премьеру.

Когда Татьяна пришла с идеей этого фильма, мы, конечно, отреагировали положительно, — рассказал представитель фонда «АНИВ» Артём Констандян. – Просто потому, что всё сконцентрировалось в этом фильме. Всё — это Ереван, это музыка, это джаз, это солнце, это радость и грусть одновременно. Самое главное, что получилась не туристическая открытка, не лубочный взгляд на город Ереван. Это, конечно, документальная картина, но и, одновременно, своеобразный взгляд талантливого творческого человека на город и его музыку.

Действительно, город и его музыка в фильме Татьяны Данильянц стали одним целым. Картина «Шесть музыкантов на фоне города», в котором звучит много замечательной и разнообразной музыки, показывает Ереван не только как одну из неформальных «столиц» джаза, но и как один из самых музыкальных городов мира.

По словам кинокритика и куратора кинопрограммы Виктории Белопольской, «…Татьяна Данильянц совершила своего рода документалистский прорыв. Она создала фильм уникального жанра – “документальный мюзикл”, фильм, в котором музыка играет не иллюстративную роль, а действительно выражает позицию, чувства и мысли режиссёра. Этот прорыв в области языка кино может быть не менее важным, чем тот факт, что она представила, наконец, в России музыкантов из Еревана. Всё-таки с развалом СССР мы несколько отдалились друг от друга, поэтому представление армянской музыкальной среды – это поступок, в том числе и гражданской солидарности».

Культурный атташе посольства Армении Карина Даниелян не могла не отметить, насколько сложным был процесс работы над документальным фильмом. Известно, что исследовательский период занял у Татьяны Данильянц почти десять лет — с 2007 по 2014 год. Съемки фильма стартовали в сентябре 2014 года и длились с перерывами до ноября 2015-го. За это время был снят материал о жизни шести музыкантов, найдена уже ставшая редкой хроника 90-х годов, времени «блокады и темноты», драматического периода в истории страны, о котором за пределами Армении практически никто не знает.

Рассказать о музыкантах и городе – это блестящая идея, и я не сомневаюсь в том, что она удалась. Некоторые имена этих музыкантов звучат как мантра для ереванцев и для всех тех, кто хотя бы однажды был в Ереване. Снимать за рубежом документальное кино с такими личностями – это, наверное, очень сложно, и я думаю, что не зря это длилось долго. Татьяна из своего документального кино хотела получить хороший коньяк, который нуждается в бочках, в настаивании. Я думаю, что ей удалось это сделать, — отметила Карина Даниелян.

Именно благодаря органичному соединению личных историй музыкантов, рассказанных ими самими, жанровым картинам города и музыки, зрители в зале практически в одно время могли испытывать самые противоречивые чувства: глядя на архивные кадры «блокадного темного» времени и слушая рассказы очевидцев, — сопереживать и скорбеть. Когда же многоликий город открывался через героев-музыкантов другой стороной и звучала другая музыка, то хотелось улыбаться, в зале слышался смех.

После показа многие кинозрители подходили к режиссёру со словами благодарности, рассуждая о масштабе и значении деталей фильма, «выходящих далеко за рамки узконационального». У кого-то просмотр фильма вызвал желание поехать в Армению и увидеть эту страну воочию.

На премьеру фильма пришли музыканты, в том числе Стас Намин с сыном Артемом, Юрий Наумов, Игорь Саруханов, шоумен Григорий Погосян, приехал также посол Канады в Москве Джон Р. Кёр. После показа он с восторгом отозвался о картине, сказав, что «увидел прекрасный фильм о прекрасной стране и прекрасных людях, вокруг которых — замечательная музыка».

Автор сценария и режиссёр Татьяна Данильянц поблагодарила всех за тёплые отзывы о картине и назвала дату следующего показа документального фильма и дату официального начала проката.

Дистрибьютор фильма в России и странах СНГ – Reflexion Films.

Фильм был создан при поддержке Фонда развития и поддержки арменоведческих исследований «АНИВ».

Несколько слов о создателях и героях фильма

Татьяна Данильянц – кинорежиссер, поэт, художник. Выпускница Московского художественного института им. Сурикова и Высших режиссерских курсов. Автор множества заметных работ в кино, среди которых документальные фильмы о жизни современных венецианцев: «Сад, который скрыт» (2008) и «Венеция на плаву» (2012). Оба фильмы были показаны в специальной программе «Венецианские встречи» в рамках Международного кинофестиваля в Венеции.

Дживан Гаспарян — музыкант и композитор, знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Народный артист Республики Армения. Даёт концерты по всему миру. С конца 1980-х работал в США, где, в частности, создал знаменитую музыкальную тему для кинокартины «Последнее искушение Христа», а в 2000 году принял участие в записи саундтрека к картине «Гладиатор». В 2002 году получил награду WOMEX (англ. World Music Expo) «За заслуги перед музыкальным искусством». Работал с такими музыкантами, как Серж Танкян, Андреас Фолленвайдер, Лайонел Ричи, Питер Гэбриэл, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Борис Гребенщиков и др.

Арто Тунчбояджян — авангардный музыкант, мультиинструменталист, композитор, создатель группы Armenian Navy Band. Обладатель премий «Грэмми» и World Music Award. Выступает во многих жанрах: фолк, джаз, эмбиент, фолк-рок. Выпустил более 200 записей в Европе, прежде чем стал известен в США, куда он приехал работать совместно с такими известными легендами джаза как Чет Бейкер, Ал Ди Меола и Джо Завинул, а также с Полом Уинтером и Earth Band.

Малхас (Левон Малхасян) — пианист-виртуоз, джазмен, выступавший в концертных залах более чем 40 стран мира. После развала СССР работал арт-директором кафе «Поплавок» в Ереване, где проходили все джемы с зарубежными гастролерами – от Чика Кориа до Игоря Бутмана. В 1998 году Левон создал организацию «Джаз-Арт», которая провела первый Международный джаз-фестиваль в Ереване.

Форш (Ваган Геворкян) — бард, музыкальный символ Еревана, хорошо известен в армянской диаспоре по всему миру.  Создатель группы «Ре-минор». Из интервью Дживана Гаспаряна: «Форш очень колоритный певец. Поет от души…знаете, пение не зависит от голоса, оно зависит от качества исполнения, от того, как ты рассказываешь о песне, как объясняешь ее смысл. Так, чтобы песня стала благословением. Все красиво в меру».

Лилит Пипоян – бард, композитор. Сочиняет композиции, основанные на армянской поэзии и фольклоре, а также любит средневековые светские песни, на которые создает современные аранжировки. Выступала на сценах в Армении, Швейцарии, Сирии и Соединенных Штатах Америки.

Микаэл Восканян – исполнитель музыки на таре, певец, композитор, создатель музыкальной группы «Микаэл Восканян и друзья». Группа начала свою карьеру в 2011 году, и сразу привлекла внимание неординарной музыкой, в которой отчетливо слышны звуки джаза, армянского фолка, рока, фанка и world music. Солист группы играет на армянском народном инструменте тар – при этом, используя широкий диапазон звуков, придает музыке проекта современное звучание. Несмотря на небольшой для творческого коллектива возраст, группа достаточно популярна и много гастролирует.

Фото: Кристина Аксберг
Фото: Кристина Аксберг

Наталья Ломова
Фото: Константин Семенов

Предыдущая статьяBuddha Bar и Megapolis Time
Следующая статьяМужской интерьер от Дмитрия Коршунова
О журнале: http://megapolistime.com/2015/12/07/megapolis-time-vremya-bolshogo-goroda/ Редакция: http://megapolistime.com/redaktsia/